В наше нелёгкое время :) , насыщенное амв-жизнью и амв-творениями,
когда множество неплохо сделанных клипов накапливаются, наслаиваются друг на друга,
образуя необъёмные курганы, в которых масса одних клипов хоронит под собой массу
других, и только личностные привязанности зрителя способны отделить один конкретный
клип от другого, похожего на него, очень трудно любому клипмейкеру создать что-то
если и не самое выдающееся, то хотя бы запоминающееся. Клип, который хоть чем-то
отличался бы от других, аналогичных по жанру и манере исполнения; нечто такое,
что при любом раскладе оказалось бы если и не на вершине кургана, то, по крайней
мере, в сердцах нескольких сотен зрителей.
Для того, чтобы создать оригинальное творение, сейчас уже недостаточно подобрать
хорошую (по мнению автора) музыку, сделать качественную нарезку, тщательную синхронизацию,
красивые спецэффекты, незаметный монтаж и подвести всё это под видимый сюжет и
хоть какую-то идею. Даже если в вашем клипе есть всё вышеперечисленное (эдакий
"джентльменский набор"), причём на серьёзном качественном уровне - это
ещё не гарантия, что ваш клип заметят и оценят по достоинству, по количеству вложенного
в него труда. Поэтому каждый современный клипмейкер изощряется как может. Кто-то
делает ставку на необычную музыку, кто-то "дорисовывает" нехилую часть
видеоряда, кто-то ляпает как можно больше "финтифлюшек", кто-то пытается
заложить какой-то супер-пупер смысл, а кто-то (см. выше строчку "автор"
;) ) собирает в одном произведении сразу несколько разных технических приёмов.
В общем-то, в этом необъявленном бою без правил, любые средства клипостроения
хороши. Главное, чтобы сохранялось это самое стремление "выделиться",
а то ведь многие и не заморачиваются, штампуя один ничем не примечательный "шедевр"
за другим, искренне полагая, что "своего зрителя" данное творение найдёт,
а всех тех, кто посмел его не оценить – в игнор, и дело с концом. Но не будем
сейчас о тупиковой ветви развития амв-клипмейкерства, да и вообще, пора закругляться
с лирическим "вступлением" :) .
Собственно, речь пойдёт о клипе "Twilight" и о таланте его создателя,
уже не первый раз в своей амв-карьере умудряющегося найти то самое "нечто",
что кардинально выделяло бы его творение среди огромной массы других клипов (как
среди массы других клипов на Kanon, так и массы амв-творений вообще). И речь здесь
идёт не только о самостоятельно заснятом "живом" видеоряде (картинки
зимнего леса, города, квартиры),на который достаточно качественно (не всё сразу
и заметишь) наложены персонажи из аниме, но и о самом построении видеоряда, манере
монтажа и изложения сюжета. То, что в данном клипе есть сюжет, надеюсь, никто
не возьмётся оспаривать ;), и да не постигнет "Twilight" судьба другого
мега-творения за тем же авторством - "Эйфории", пусть и признанной спецэффекто-классикой,
но, почему-то, упорно считаемой бессюжетной работой, несмотря на наличие, как
минимум, того же "любовного треугольника", который виден в ней невооруженном
глазом (хотя, наверное, только мне :) ).
В общем и целом, акцентировать внимание я хочу не на сюжете "Twilight",
и даже не на совмещении аниме с "реальными" съемками (хотя цветокоррекции
над каждым таким совмещением было проведено не мало, ну да внимательный зритель,
не раз и не два посмотревший клип, сможет дать адекватную оценку и первому, и
второму самостоятельно), а на манере монтажа данного клипа. Конкретно на том,
насколько легко и профессионально, не хуже опытного шулера, тасующего колоду карт,
клипмейкер обращается с ритмом видеоряда.
Само понятие "ритм" приходит к нам при изучении музыкальной теории аkа
сольфеджио, тем не менее, "чувствовать" его способен практически каждый
человек, как в музыке, так и в видео. И любой более-менее опытный клипмейкер,
независимо от наличия у него музыкального образования, интуитивно соблюдает как
ритм музыки (под спокойную музыку – "спокойная нарезка", без экшена;
под быструю музыку – быстрая смена кадров или экшен-действие "внутри"
кадра); так и ритм видеоряда (использует отрывки примерно равной длительности;
не ставит рядом без каких-либо переходов "экшен-отрывок", в котором
происходит какое-то действие рядом с отрывком статичным, в котором ничего нет,
кроме одного пейзажа, вокруг которого даже "камера" не двигается; и
тд и тп). Качество же выполнения данных нехитрых правил, как и осознанное нарушение
их, заключающееся в правильном подборе кадров, использовании переходов и "маскирующих"
смену ритма спецэффектов (в т.ч. искусственно созданное движение "камеры")
варьируется в зависимости от класса клипмейкера, но крайне редко выходит за рамки
простого соблюдения заданного музыкой и/или "внутрикадровым" действием
ритма. В ещё более редких случаях, когда клипмейкер не просто соблюдает, а пытается
"навязать" клипу свой собственный, желаемый им ритм, всё сводится к
постепенному "наращиванию" ритма, последовательному ускорению, которое
к моменту кульминации в музыке или в видеоряде может переходить в стробоскоп или
на какой-то "главный кадр". То же, что происходит в "Twilight"
- трудно описать как "интуитивное соблюдение музыкального ритма" или
даже "интуитивное управление ритмом"; это скорее жонглирование ритмом
видеоряда, очень искусное и, безусловно, осознанное. Использованная музыка достаточно
ровная, в ней нет ярко выраженных пиков или провалов, явных усилений или замедлений
ритма, однако сам клип при этом визуально разнообразен, медленные кадры непринуждённо
сменяются быстрыми, навороченные спецэффектами отрывки легко сменяются простыми,
и всё это происходит не просто так, а вполне закономерно, подчиняясь своему собственному,
клипмейкером заданному ритму; при этом связь с музыкой не теряется, хотя и не
происходит точной копии её ритма или явного акцента на силовые доли.
Использование сразу нескольких "фишек", каждая из которых может встречаться
в других клипах в качестве "фишки основной" - вот что конкретно отличает
данное произведение от массы других. Здесь вам и маски с цветокоррекцией (чёрно-белое
взаимодействует с цветным); и "выплывающий" смысловой текст с соответствующим
дизайном; и "вписанный" в текущую картинку фрагмент картинки последующей
(переход из одного места действия в другое через окно/дверь/фото/кусок неба и
т.д.); и уже упомянутое использование "реальных съемок", которое не
только не "выбивается" из общего видеоряда, не только задействовано
в нем, но и подчиняется тому же ритму, продолжает движение "камеры"
начатое в предыдущем, анимированном куске, и передаёт его дальше, в следующий
кусок. "Простые" отрывки, напрямую взятые из аниме, спокойные и неторопливые,
используются наряду с кусками, сильно обработанными при помощи спецэффектов, с
реальными видео-съёмками и наложенными на них персонажами, а также с искусственно
созданными экшен-кадрами, быстро сменяющими друг друга под одно и тоже движение
"камеры". Один набор использованных "фишек" легко и естественно
сменяется другим до того, как успевает надоесть зрителю - особенность, крайне
редко соблюдаемая клипмейкерами (по крайней мере, на свете существует множество
клипов, от начала и до конца использующих одну и ту же "находку", серьёзно
надоедающую уже к середине клипа, даже если клипмейкер максимально укоротил собственный
клип, во избежание такого надоедания).
Кстати, почти критическая для амв-творения продолжительность "Twilight"
вовсе не кажется такой уж затянутой в данном исполнении, в том смысле, что разнообразие
видеоряда не даёт заскучать зрителю на столь "длинной дистанции". И
при всём этом многообразии разносортных кадров и приёмов, их обрабатывающих, клип
не создаёт впечатления "разрозненности", как это часто бывает при использовании
разных исходников, разных эффектов или разных по насыщенности экшеном сцен, а
является одним целым, естественно смотрящимся произведением, содержащим в себе
предисловие, завязку, повествование, финал, послесловие; напряжённые и расслабляющие
моменты; быстрый "полёт" сквозь весь видеоряд и сразу несколько технических
находок, соединяющихся между собой на вид легко и просто. И все эти достоинства
существуют в "Twilight" помимо "джентльменского набора хорошего
клипа", как-то: сочетающаяся с видеорядом музыка, отличная синхронизация,
красивые спецэффекты, качественный монтаж, наличие сюжета и идеи.
Резюмируя итог, скажу, что в моем случае произошло редкостное пополнение папки
"шедевры"; сам же клип обязателен к тщательному покадровому изучению
теми, кто считает себя клипмейкером; простой же зритель волен обращаться с ним
на свой вкус ;).
[
посмотреть видео ]