"Как правильно
закодировать клип"
Цель этой статьи - поделиться опытом
с теми, кто испытывает определённые сложности
с финальным кодированием своего клипа, с теми,
кто хочет добиться лучших результатов и узнать
для себя что-то новое. Причиной её появления стали
зачастившие в последнее время в "Экзаменационную"
очень некачественно закодированные клипы. Не спросив
у знающих людей, или, что ещё хуже, начитавшись
сомнительных статей, авторы выдают на-гора такое,
что не каждый сможет смотреть без слёз в глазах.
Начнём с самого начала - установки правильных
параметров проекта.
Если вы сделали клип из одного качественно закодированного
рипа, многие проблемы отпадают сами собой. Просто
удостоверьтесь, что в свойствах проекта значения
разрешения и частоты кадров равны исходным.
Что же делать если мы используем несколько разных
рипов, с разным разрешением и fps? Разрешение
сторон стоит привести к меньшему (увеличение размеров
никогда не улучшит картинку, а сделать артефакты
сжатия более явными может запросто!), а fps -
к большему (чтобы не потерять кадры). Никогда
не используйте значения fps меньше 23,976. Даже
если вам попался самый несчастный в мире исходник,
с низким фрэймрэйтом, помните - вы будете на его
основе создавать новый! Добавлять эффекты, маски
и т.д. - всё это требует нормальной частоты кадров.
Так как на очень многие "грабли" авторы
наступают ещё до рендера, отметим самые типичные.
"Грабли" в Adobe Premier
Обязательно поставьте No Fields
(в настройках кодирования), а при замедлении каждого
куска видео - снимайте галочку с "Deinterlace
When Speed Is Below 100%" в его персональных
настройках.
"Грабли" в Vegas Video
Установите Field order=None,
Pixel aspect ratio=1, Deinterlace method=None.
Это необходимо для того, чтобы не "интерлейснуть"
картинку и не испортить соотношение сторон. Quality
рекомендую установить на максимум.
Решение проблем с кодеками
У многих возникают проблемы с корректной
установкой кодеков, из-за чего очень часто приходится
читать фразы типа - "вегас не открывает звуковую
дорожку", "вегас не открывает видео в DivX 5"
и т.д. Итак, несколько маленьких хинтов, дабы
всё было хорошо.
Осмелюсь сказать, что единственным нормальным
кодек-паком является K-Lite Mega Codec Pack
(последняя версия на момент написания статьи -
1.28, скачать всегда можно отсюда).
Из стандартных профилей установки наиболее оптимальным
является "Power user". В принципе, его
я бы и рекомендовал использовать.
Теперь вы можете столкнутся только с одной единственной
проблемой - в некоторых файлах Вегас будет долго
пытаться открыть звуковую дорожку, но так и не
открыв, выдаст сообщение об ошибке. Причиной этому
будет то, что Вегас не умеет открывать видео,
где звук зажат в VBR mp3. В таких случаях видео
необходимо предварительно отделить от звука, с
помощью программы VirtualDub Mod. Она также понадобится
вам для финального сжатия, поэтому рекомендую
вам почитать об этой программе вот
здесь.
Собственно, рендер!
Если свободное место на жёстком
диске вам позволяет - рендерите видео в uncompressed
(несжатый формат), этим вы избежите целый ряд
возможных проблем в будущем. Если же места катастрофически
не хватает - используйте кодек huffyuv v2.1.1
CCESP Patch v0.2.5. Он сжимает видео без потери
качества, но размер файла получается почти в два
раза меньше, чем в несжатом виде.
Если разрешение позволяет (например, 640х480),
после рендера, во время сжатия, вы вполне можете
его ещё немножко уменьшить, что скроет мелкие
огрехи рипперов и возможные артефакты из-за дополнительного
пережатия в вашем клипе.
Помните, что ширина и высота видео должны быть
кратны 16. Для подсчёта правильного разрешения
рекомендую использовать вот
эту програмку. Сам ресайзинг настоятельно
рекомендую делать только из VirtualDub Mod,
при помощи фильтра "resize",
установив значение filter mode на Lanczos
3.
Если в процессе работы над клипом музыкальный
трек никак не изменялся, его стоит не рендерить,
а просто импортировать в уже готовый клип с помощью
VirtualDub Mod (меню Stream->Stream
list->Add). Этим вы избежите повторного пережатия
звука и как следствие - возможной потери качества.
Если трэк закодирован в VBR mp3, Даб предложит
перезаписать его "header". НЕ соглашайтесь!
Иначе получите рассинхронизацию.
Если же вы как-либо редактировали звук, то опять
таки лучше сохраняйте его несжатым, в формате
PCM.
И вот она - наша долгожданная авишка! Теперь нам
нужно сделать из неё 2 демонстрационные версии:
"делюкс" и "превью" (ака "чиби").
Для делюкса есть 2 варианта: DivX и XviD.
Первый более распространён и с его декодированием
никогда не бывает проблем. Второй - при умелом
использовании даёт более чёткую картинку, но менее
распространён. Неустойчивость ранних билдов, а
также неумелое использование некоторыми возможностей
тонкой настройки кодирования, во многом незаслуженно
сделало этому кодеку дурную репутацию. Тем не
менее, последние билды от Koepi очень стабильны,
совместимы с DivX-декодером и стационарными устройствами.
Примечание: Имейте в виду, что АКРОСС официально
не любит XviD, поэтому он запрещён для использования
на конкурсе AKROSS Con.
Для клипа, который делался по нормальному рипу,
вполне подходит битрэйт 1000.
DivX
Рекомендуемые настройки кодека таковы:
MPEG-квантализация даст более чёткую
картинку, её лучше использовать в том случае,
если у вас качественный исходник. Если же вам
нужен более "сглаженный" результат, используйте
классическую H.263 матрицу квантования.
Также имеет смысл поиграться с параметром bitrate
modulation, который отвечает за распределение
битрэйта в зависимости от скорости смены сцен.
Если для вас не важна совместимость со стационарными
плеерами, кликнув на кнопку "Select DivX©
Certified Profile", укажите следующие настройки:
XviD
Рекомендуемые настройки кодека таковы:
Profile@Level = unrestricted
(эта опция контролирует видео-поток для стационарок,
дабы соответствовать стандартам, что нам не надо);
Encoding type = twopass (особенности
кодирования в 2 прохода объяснять не буду, про
это читайте здесь)
Теперь кликаем "more" напротив "Profile@Level".
Adaptive Quantization - понижает
качество картинки на тёмных сценах, что позволяет
тратить сэкономленные биты на остальные кадры;
Quarter Pixel - более точно просчитывает
векторы движения, даёт ощутимый плюс на маленьком
разрешении, но сильно повышает нарузку на проц
при проигрывании и, естесственно, ощутимо замедляет
процесс кодирования;
Global Motion Compensation - дает
существенный выигрыш при описания сцен с плавным
панорамированием в стороны, вверх/вниз (например,
титры) или в глубину (наезд/отъезд камеры). Промежуточные
кадры формируются специальным образом, чтобы максимально
использовать уже имеющуюся в предыдущих кадрах
информацию о сцене.
Quantization type = MPEG. Если исходник
качественный, мы получим более чёткую картинку.
Если же на гранях видны атрефакты, рекомендую
использовать H.263 - вполне возможно что H.263+postprocessing
скроют эти огрехи и получившееся видео будет смотреться
лучше оригинала. Тут стоит упомянуть что вообще-то
XviD - коварная штука, обязательно внимательно
просматривайте получившийся файл на предмет косяков.
Если что-то идёт не так - возвращайте H.263 матрицу
квантования (в крайнем случае можно убрать и GMC).
Кстати, MPEG матрица квантования для DivX активизируется
только в том случае, если отключить "DivX©
Certified Profile".
Теперь кликаем на кнопочку Advanced Options
и выставляем всё как на картинках:
Motion search precision
- точность алгоритма;
VHQ mode - режим высокого качества;
Use chroma motion - позволяет использовать
каналы цветности. За счёт этого коэффициент сжатия
увеличивается на 5-7%, а скорость кодирования
падает на 25%. На качество изображения особо не
влияет, но иногда позволяет избавиться от бага
с движущимися однотонными поверхностями, которые
без него получаются ступенчатыми;
Cartoon mode - включает использование
специально оптимизированного для мультфильмов
режима. Аниме - не мультфильмы, нам искажённая
загнанным контрастом картинка не нужна, выключаем;
Trellis Quantization - использование
интеллектуального алгоритма выбора вариантов кодирования
на основании оценки соотношения "качество/размер".
Поздравляю! Видео вы закодировали.
Кодируем звук
Со звуком проще. Даже если мы его
просто не импортировали в готовый клип, красиво
сжать и импортировать звук - не самая большая
проблема. Берём последнюю версию кодека Lame
и кодируем из командной строки со следующими параметрами:
lame
[имя-вашего-wav-файла] -m s -q 0 --abr 128
Таким образом мы даём кодеку команду
сжать звук в настоящее стерео, с наивысшим качеством
(приготовьтесь, звук будет сжиматься почти столько
же сколько и видео!) и средним битрэйтом 128 kbps.
По окончании готовую mp3-шку импортируем с помощью
VDM в готовый клип, отказываясь переписывать header
(если вас пугает выражение "командная
строка", с тем же успехом можно закодировать
звук в программе VirtualDub
Mod, обязательно выбрав метод CBR -
прим. ред.)
С "делюксом" закончили.
Кодируем превью
Если вы начинающий автор, обойтись
без превью вам будет крайне сложно, ведь мало
кто захочет качать большой файл без гарантии увидеть
клип хотя бы среднего уровня.
Вы могли прочесть рекомендации кодировать превью,
уменьшив fps в своём клипе. Это имеет смысл лишь
для тех клипов, в которых НЕ используется синхронизация,
лип-синк, эффекты и т.п. Выигрыш в размере можно
получить лишь на самой простой нарезке, не использующей
никаких эффектов, иначе изображение может получиться
дёрганным.
Я рекомендую сделать следующее:
1) Уменьшить разрешение (ориентировочно
до 320х240, можно чуть чуть больше, если в клипе
есть красивые эффекты и мелкие детали);
2) Видео сжать кодеком VP6 (или VP7), с битрэйтом
170-200. Можете попробовать установить галочку
Spatial Resampling на второй закладке,
она отвечает за интеллектуальное понижение разрешения
на простых кадрах, чем экономит битрэйт для остальных.
3) Звук сжать в mp3, с характеристиками Mono,
22050 Hz, 64 kbps (лучше всего делать это из командной
строки, с параметром -q 0, для обеспечения хорошего
качества).
Если вы решили закодировать звук как можно качественней
и выбрали переменный битрейт (ABR), помните, что
сшивать видео и звук необходимо из программы AVI-Mux
(в VDM произойдёт глюк с потерей ровно половины
песни).
Если вы создаёте превью для конкурса, где из разрешённых
кодеков доступен только DivX, я бы рекомендовал
использовать матрицу квантования H.263, установить
галочки "Use Quarter Pixel" (повысит
чёткость картинки, будут лучше видны мелкие детали)
и "Use GMC" (значительно сэкономит битрэйт
на сценах с плавным панорамированием в стороны
и вверх/вниз (например, титры) или в глубину (наезд/отъезд
камеры)). Так же имеет смысл сделать несколько
версий с разным значением "bitrate modulation"
и выбрать в итоге тот вариант, какой вам понравится
больше.
Вот и всё. Удачи вам! |